http://www.travellux.com/

Поиск

 

Синагога поселения Бейт-Альфа

Синагога поселения Бейт-Альфа

Это поселение не упоминается в каких-либо библейских источниках. Его арабское название Бейт-Ильфа появляется впервые в отчёте германского консула в 1857 году, а ивритское - в путеводителе 1891 года. На этих землях в 1922 году обосновался киббуц, члены которого совершенно случайно обнаружили в 1928 году развалины сооружения, оказавшегося остатками древней синагоги византийского периода. Работы продолжила группа археологов-исследователей, под руководством проф. Э.Л.Сукеника, из Еврейского Университета в Иерусалиме. А более масштабные раскопки обнаружили в 1962 году ряд дополнительных строений.

Синагога представляет собой типичный образец строений подобного назначения, относящийся к византийскому периоду. Многие справочники датируют её постройку VI-ым веком, руководствуясь упоминанием в найденном тексте мозаики имени византийского императора Юстина I, правление которого приходится на 518-527 г.г. Выводы исследователей указывают на то, что мозаики появились на более ранних фундаментах, в процессе более поздней реконструкции здания. Таким образом, с большим процентом уверенности, можно утверждать, что появление первого здания синагоги относится ко второй половине V-ого века.

Оригинальное здание синагоги с размерами 27.7 х 14.2 метров включало в себя двор (атриум 11.9 х 9.65 м.) облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений. Два ряда колонн делили центральный зал на базилику и два прохода (ширина 2.57 м.). Строение в целом, было традиционно направлено на юго-запад, в сторону Иерусалима. На южной стене (толщина стен 0.7 - 0.85 м.) находилась ниша глубиной 2.4 м., выдававшаяся наружу из здания. По всей видимости, здесь располагался арон ха-кодеш. В центре ниши археологи обнаружили небольшую яму покрытую каменными плитами, в которой, несомненно, сохранялся архив (гениза) синагоги. Крыша здания была покрыта черепицей, обломки которой были найдены в центральном зале. Так называемая "эзрат нашим" - "женская часть" - находилась в галерее, над переходами. Многое говорит о том, что у синагоги был второй этаж, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над его определёнными частями.

И, наконец, главная достопримечательность синагоги - прекрасно сохранившаяся мозаика. Она требует отдельного подробного описания.

Мозаика была расположена в центре молитвенного зала. Она состоит из трёх частей. В первой, верхней, основным элементом является арон ха-кодеш - шкаф со священными свитками. Над ним "нэр ха-тамид" - "постоянный огонь" - постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам - две птицы, символизирующие собой присутствие божественных существ, херувимов. Непременные семисвечные меноры; внизу - два льва, символизирующие колено Иуды (Иудеи); этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы.

Средняя, центральная часть мозаики, отдана 12-ти знакам Зодиака. Они расположены вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца. В представлении некоторых исследователей - это женский образ, других - бог солнца Гелиос (Гелий). Но, как бы то ни было, этот образ взлетает ввысь на колеснице запряженной четвёркой огнедышащих коней. Это полностью совпадает с одним из греческих мифов, согласно которому Гелиос каждое утро с Востока выезжает на подобной колеснице, а вечером спускается в Океан на Западе. Посему, примем вторую версию и укажем на то, что над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года.

И, наконец, третья, нижняя часть мозаики полностью посвящена одному из библейских сюжетов: жертвоприношению Авраамом своего сына Ицхака (Бэрешит 22/1-19). Изложим вкратце события...

К своим ста тридцати семи годам Авраам подошёл, пройдя все мыслимые и немыслимые испытания. Осталось последнее: Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака, которому исполнилось к тому часу тридцать семь лет. Для Авраама не существовало варианта обсуждения Божественного предписания, он лишь произнес Ицхаку: "Вс-вышний Сам выберет овцу для жертвы, а если нет, то овцой будешь ты". По трактовке Рамбама, Б-г желал не столько испытать Авраама, сколько создать посредством его примера эталон человеческой любви к Б-гу и преданности человека Б-жьей воле.

Ицхак продемонстрировал высшую степень смирения, отец с помутнившимся взглядом занёс над сыном нож и ... У этой истории счастливый конец: горячие слёзы ангелов, обрушившись с неба, расплавили нож. В жертву был принесен агнец, запутавшийся рогами в ближайших кустах. И да исполнятся слова Вс-вышнего: "Я благословлять буду тебя, ... и благословятся в потомстве твоём все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего".

Мастера, изготовившие мозаику (подробнее о них смотри ниже), изобразили всех участников события не особенно углубляясь в библейский текст. Чтобы исключить разночтения они даже написали их имена на иврите. Действительно, может возникнуть вопрос, почему Ицхак изображен ребёнком и почему Ишмаэль и Элиэзер находятся на одном уровне с Авраамом и Ицхаком, в то время, как Авраам не взял их на гору Мориа? Но отнесём это на условность стиля мастеров и расскажем, наконец, немного о них самих…

На этот раз, нам сопутствует счастливый случай, позволяющий узнать имена мастеров из текста таблички, написанного на греческом и арамейском языках. Она располагается прямо под сценой жертвоприношения, имеет размеры 119 х 27.5 см. и буквы размером в 4.5 см. Из текста следует, что мастерами являются некие Марианус и Ханан (его сын). Судя по всему, они жители Бейт-Шеана и в Бейт-Альфа выполняли заказную работу. Они - авторы мозаики синагоги в Бейт-Шеане, очевидно, как и в ряде других мест. Остаётся добавить, что техника изготовления мозаики, использование многообразных выразительных жанровых средств, свободное владение орнаментикой - свидетельствуют о добротности навыков мастеров и следует поблагодарить Его Величество Случай, донесший до нас столь впечатляющий образец оформления синагоги византийского периода.


Вход:  платный.
Как добраться:  по шоссе № 71, связывающему Афулу с Бейт-Шеаном. Перекрёсток ха-Шита. Поворот на местную дорогу № 669, 3.8 км. до киббуца Хэфци-Ба, по указателю: Национальный парк "Бейт - Альфа".
Местонахождение:  киббуц Хэфци-Ба, шоссе № 71 между городами Афула и Бейт- Шеан. Национальный парк.
Телефон:  +972-46-532004
 

Авторизация

Забыли свой пароль?
Погода в Тель Авиве
 
Курсы валют на Банкир.Ру
Курсы валют на Банкир.Ру