http://www.travellux.com/

Поиск

 

Скульптурная композиция Катастрофы и Героизма

Скульптурная композиция Катастрофы и Героизма

Это работа известного скульптора-монументалиста Натана Раппопорта (родился в Варшаве - 1911 г., умер в Петах - Тикве - 1987 г.). Несколько слов о скульпторе... Окончание им в 1936 году Варшавской Академии художеств ознаменовалось участием в варшавской выставке «Спорт в искусстве», где экспонировалась его работа «Теннисистка». Натана пригласили на выставку в Берлине, но он отказался из-за установившегося в Германии фашистского режима. После раздела Польши в 1939 году - он оказался в Советском Союзе, воевал в рядах СА. По возвращении в Варшаву начал работу над монументом, посвящённым героям Варшавского гетто, который был установлен в 1948 году. Эта тема становится доминирующей в его творчестве, получает дальнейшую разработку, нашедшую воплощение в целом ряде работ, лучшими из которых являются: памятник главе восстания М.Анилевичу (киббуц «Яд Мордехай»), монумент «Мэгилат ха-Эш» («Огненный свиток»), установленный на старой дороге на Иерусалим и, конечно же, скульптурная композиция Катастрофы и Героизма (Мемориал «Яд Ва-Шем»). С 1948 года мастер жил в Израиле, а с 1959 года в США. История жизни евреев в Варшавском гетто, страницы Сопротивления не могли не привлечь скульптора. Годы жизни вне закона: в укрытиях, в вечном страхе, боязни собственной тени, разучившись свободно смотреть в глаза. Люди перестали радоваться и смеяться! Постоянный голод, низводивший людей до животного состояния - это то, что было на первом этапе существования гетто. И только выдвижение из общей массы лидеров, формирование национального достоинства, надежда на спасение - явились факторами, которые переломили ситуацию и, в конечном итоге, привели к торжеству жизни.

Композиция так и состоит из двух частей: правой, горизонтально вытянутой, и называющейся «Последний путь» и левой, поставленной вертикально, названной «Восстание в гетто». Многие не понимали и не оправдывали тех, кто безропотно шёл на смерть, как скот на бойню. Группа евреев, одетых в библейские одежды движется в определённом направлении. Движение ощущается, но лица идущих опущены вниз. В них - смирение перед штыками и касками, символизирующими гитлеровских палачей. И совсем иная атмосфера в группе восставших. Их лица обращены вверх, с чувствами уверенности, решимости и надежды. Выразительна центральная фигура командира повстанцев, Мордехая Анилевича, по своей силе вызывающая ассоциацию с образом библейского Давида работы Микеланджело. Сопоставление этих групп настолько полярно противоположно, что создаётся впечатление возможности электрического разряда между ними. Ёмкие, обобщённые образы, экспрессивный и выразительный язык делают композицию законченной и рельефно вписавшейся в территорию Мемориала. Эмоциональный заряд вложенный в скульптурную композицию органично подготавливает посетителей к посещению здесь же расположенного музея, при входе в который перед нами предстаёт...


 

Авторизация

Забыли свой пароль?
Погода в Тель Авиве
 
Курсы валют на Банкир.Ру
Курсы валют на Банкир.Ру