http://www.travellux.com/

Поиск

 

Капелла Бичевания. II станция Виа Долороза, Иерусалим

Капелла Бичевания. II станция Виа Долороза, Иерусалим

Скорбный (Крестный) путь Иисуса, от места Осуждения до Распятия на Голгофе, имеет очень важное значение в христианской традиции. Существовало несколько его версий, окончательная из которых сложилась к XIII-ХIV векам, благодаря усилиям францисканцев. Маршрут прошёл по улице Виа Долороза и стал насчитывать 14 остановок, называемых «станциями». Происхождение этого термина ведёт своё начало из Рима: верующие христиане, отправляясь в путешествие из Вечного города, хотели и должны были для себя знать, где они могут молиться в дороге. Им предоставлялась карта с обозначением церквей на их пути. Эти возможные остановки назывались «станциями», что со временем было перенесено на Виа Долороза.

После Своего Осуждения, Иисус был, как известно, приговорен к Распятию. Распятию на кресте, по римским законам, предшествовало бичевание. Пилат велел бичевать Его «легко». Несколько палачей (lictor) наносили удары со всех сторон. Их бичи (flagellum), представлявшие собой ремни, с вложенными в них острыми, костяными или свинцовыми шариками, врезались в Его тело и рвали до крови, струёй лившейся на пыль площади. А пока плотники заканчивали изготовление креста, воины придумали себе забаву над «царём Иудейским»: накинули на Иисуса лохмотья красного плаща, водрузили на голову колючую ветку терновника «...и плевали на Него, и, взявши тростник, били Его по голове» («От Матфея» - 27:30). А затем возложили на Него крест, и шествие отправилось в Его последний путь Страданий по дороге к Искуплению.

Ясно, что это место почиталось издавна. Архитектурно-строительная история Капеллы Бичевания сложна и многообразна. О постройках византийского периода можно лишь делать предположения. А вот во времена крестоносцев, и вплоть до XIV века, она точно существовала. При раскопках 1901-1903 г.г. археологи обнаружили на месте нынешнего двора Францисканского Библейского Института остатки почти квадратной в плане трехнефной средневековой капеллы, в которой четыре мощные колонны поддерживали купол над древним римским помостом, тем самым Литостротосом (дословно «каменным мощением»), расхаживая по которому беседовал Пилат с Иисусом. Над этими древними фундаментами сейчас стоит Капелла Осуждения, воздвигнутая в начале столетия, - раньше, чем появился в Иерусалиме Антонио Барлуцци, францисканский архитектор, возведший позднее Капеллу Бичевания.

Итак, на этом месте в XII веке крестоносцы возвели церковь, которая сохранилась и после их выдворения из Иерусалима, но использовалась османскими правителями в качестве конюшни. Когда один из них, Мустафа-Бей (1623-40 г.г.), решил построить над бывшим храмом помещения для своего гарема, здание не выдержало нагрузки и рухнуло (в 1632 г.). Есть свидетельство, что в XVIII веке оно использовалось турецкими ткачами, пока, наконец, Ибрагим-паша (1792-1848 г.г.) вернул это место в 1838 г. францисканцам, и они реставрировали и расширили древнюю капеллу в 1839 году.

Широкомасштабная программа францисканского церковного строительства, предусматривала, в том числе, и обновление Капеллы Бичевания.. Дополнительным толчком этому послужило землетрясение 1927 года, которое нанесло повреждения многим зданиям в Иерусалиме, в том числе и этой церкви. Реставрация была, поручена Антонио Барлуцци. Архитектор принял решение о полном сносе старого здания.

В 1928 году старую францисканскую церковь Бичевания полностью разобрали. Капелла, воздвигнутая на месте, где, по церковному преданию, Христос был подвергнут бичеванию римскими воинами, должна была стать второй «станцией» Крестного Пути. Одним из главных, наиболее впечатляющих элементов новой постройки, по замыслу А.Барлуцци, должна была стать высокая квадратная колокольня (на которую впоследствии не хватило денег). Правой рукой Антонио стал его верный соратник, инженер Чезаре Филиппи.

Вновь отстроенная капелла представляет собой однонефную базилику с куполом над алтарной частью. Как и во всех храмах А.Барлуцци, её покрывает стилизованная под византийскую золотая мозаика. Вся внутренняя полусфера купола занята огромным терновым венцом. А.Барлуцци делает нас очевидцами предсмертных пыток, через которые прошёл Иисус. Без мук, без страданий - нет победы над Злом, а, следовательно, нет Спасения, на которое указывают просвечивающиеся сквозь шипы и иглы венца яркие звёзды, символы Победы, которую Спаситель Своим Крестом и Воскресением одержал над Грехом и Смертью. Этим настроением насыщены и витражи в хорах, сюжеты которых: (слева-направо) «Пилат умывает руки», «Поругание Христа» и «Освобождение Варравы» (работа витражиста Пиккирини по эскизам художника Камбелотти).

Капелла, как было отмечено выше, находится на том самом месте, где совершались избиения и поругания Иисуса: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить его. И воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, и одели его в багряницу и говорили: Радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: Распни, распни Его! («От Иоанна» - 19/1:6).

Капелла Осуждения, также расположенная во дворе монастыря, построена монахом-францисканцем Венделином Герлихом Мандельским в 1903-1904 г.г. Она не претендует на обладание теми высокими художественными достоинствами, которые есть у её соседки, Церкви Бичевания. Но у неё тоже есть свои функции: хранителя материальных свидетельств римского периода (остатков плит внешнего двора Преториума) и мистического присутствия героев разворачивавшихся здесь некогда событий.

И, наконец, несколько слов о расположенном здесь же францисканском Музее. Это центр духовного и богословского факультета «Studium Biblicum Franciscanum», основанный в 1927 г. Первоначально, он был филиалом римского института св.Антония (Antonianum), став затем самостоятельной структурой. Его сотрудники принимают участие в раскопках и др. библейских исследованиях; с 1941 г. Музей издаёт серии трудов по Священному Писанию; его деятельности мы обязаны выдающимся открытиям в области археологии Святой Земли, библейской истории, и теологии в целом. Музей открыт для посещений. В нём находятся интереснейшие экспозиции с экспонатами, собранными со всех раскопок, производившихся на францисканских объектах.


Адрес:  P.O.Box 19424, Jerusalem 91193, Israel.
Вход:  бесплатный.
Как добраться:  от Шхемских или Львиных ворот Старого города.
Местонахождение:  Виа Долороза, Старый город Иерусалима.
Телефон:  +972-26-282936; Fax: +972-26-894519
 

Авторизация

Забыли свой пароль?
Погода в Тель Авиве
 
Курсы валют на Банкир.Ру
Курсы валют на Банкир.Ру