Поиск

http://www.travellux.com/
 

Протестанты в Иерусалиме

На окончание ХХ века в мире насчитывалось 470 миллионов верующих-протестантов. Протестантизм представляет собой совокупность самостоятельных Церквей (20.000 течений и сект!), связанных между собой только своим происхождением. Появление его связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в Европе XVI-го века. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг в 1529 году отменил это постановление. В ответ последовал протест от пяти князей и ряда городов. Отсюда и произошёл термин: протестантизм. В начале очерка была названа огромная цифра течений и сект, самыми крупными из которых являются в н.в.: лютеране - 85 млн., англикане - 70 млн., баптисты - 48 млн., методисты - 40 млн., кальвинисты - 35 млн. и т.д. В 1948 году был создан Всемирный Совет протестантских Церквей, который создал почву для их сотрудничества и разработки единых подходов к разным концепциям. Мы же назовём сейчас лишь те концептуальные различия, которые существуют между протестантизмом, католицизмом и православием: отказ от иерархии; упрощённый культ; отсутствие монашества; культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено до двух: Крещения и Причащения. Основной источник вероучения - Священное писание. Кроме общих сведений, это даёт нам возможность лучше понять атмосферу протестантских церквей, которые нам предстоит посетить.

Лютеранская церковь

Больница Августа Виктория и Церковь Вознесения. The Lutheran Church of the Ascension

Начавшееся в XIX веке активное пребывание в Иерусалиме европейцев привело к интенсивному строительству, изменившему облик города. Одной из стран, доминировавших в этом процессе, стала Германия. Она действовала в нескольких направлениях: образовании, здравоохранении, службе услуг и религии. Главные усилия были сделаны протестантами. Именно они возвели наибольшее число зданий. Был избран архитектурный стиль, принятый на территории Германии, особенно её южной части. Качество строительства было очень высоким. Свидетельством тому являются прекрасно сохранившиеся здания и "Августа Виктория" - тому отличный пример.

Во время визита императора Вильгельма II в Иерусалим в 1898 г. представители общины протестантов-лютеран обратились к нему с просьбой о строительстве здания для проживания паломников из Германии и лечебницы для больных малярией. Вскоре в Потсдаме было основано Общество содействия проекту, в 1903 г. приобретен участок в 81 гектар, в 1907 г. заложен первый камень, а 9 апреля 1910 года - церковь была торжественно освящена. Разработка проекта была поручена архитектору из Берлина Роберту Лейбницу, перед которым поставили три задачи: 1. предназначить сооружение для проживания паломников из Германии; 2. спланировать место для проведения встреч, праздников, церемоний и 3.обеспечить проживание членов общины, живущих на территории Палестины и Сирии. Дополнительно император потребовал, чтобы сооружение было похожим на замок его отца в Германии Hohenstaufen и чтобы оно было видно "от морского побережья на Западе до Моавских гор на Востоке". Взяв на себя общую разработку проекта, Р.Лейбниц привлёк к его реализации ещё двух архитекторов: Теодора Занделя из Иерусалима и Готлиба Шумахера из Хайфы.

Главное здание спланировано из трёх монументальных частей: строения с внутренним двором, церкви и здания колокольни с обзорной площадкой. Вход в больницу представляет собой арку в романском стиле, украшенную двумя статуями львов и крестом рыцарского ордена. С двух сторон расположились статуи святых в образе средневековых рыцарей: Святого Георгия и Святого Михаила. Поднявшись по ступеням и пройдя через просторный вестибюль, свернём направо. Через пару десятков метров находится вход во внутренний двор (клостер), занимающий территорию в 25 х 43 м. Аркада второго этажа насчитывает 99 колонн, у каждой из которых разные капители. Над замкнутым пространством двора безмолвно властвуют статуи Вильгельма II и его супруги Августы Виктории. Помещение только в первое время использовалось по своему начальному замыслу, принимая до 70 человек. В период Первой Мировой войны и Британского Мандата здесь находилась Конференция Международной Иерусалимской Миссии, с 1939 г. - британский военный госпиталь, а с 1948 года - Мировая Лютеранская Федерация и госпиталь Международного Красного Креста для палестинских беженцев на 160 коек. В конференцзале Уинстон Черчилль провозгласил создание Иорданского Хашимитского Королевства.

Вне сомнения, самым роскошным строением комплекса является церковь, названная, по требованию императора, Церковью Вознесения (Himmelfahrts Kirche). Она оформлена в традиционном стиле средневековых германских церквей. Это тоже было требованием императора, пожелавшего подчеркнуть германские корни строения. Размеры здания, сооружённого в форме латинского креста, составляют 32 х 20.5 м. Потолок зала разделён на три части таким образом, что в своей центральной части он кажется почти квадратным. Работы производились в 1910 - 11 г.г. художником из Германии Шмидтом по эскизам художника Отто Виттали. В центре восседает Иисус Пантократор на троне Вседержителя. Его ноги возложены на Луну и Солнце, а позади Его - радуга, которая, как известно, символизирует связь небес с человеком. В руках Он держит книгу с буквами "альфа" и "омега" - началом и концом всего сущего. В центральных участках располагаются четыре Архангела: Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил. По четырём диагоналям расположены медальоны с изображениями евангелистов, а во внешних кругах - двенадцать апостолов. На потолке, в части, находящейся над алтарём, находится рисунок с изображением Иерусалима, окружённого стеной, и Храма. Над городом, на небесах, три ангела играющих на музыкальных инструментах, и надпись: Sancta Jerusalem - Святой Иерусалим. Форма рисунка используется для того, чтобы подчеркнуть триединство Всевышнего, что было очень распространено в период Средневековья.

Над галереей, с восточной стороны, изображён царь Соломон, сопровождаемый пророком Исайей и Мелкицедеком. Таким образом подчёркивается преемственность Ветхого и Нового Заветов, происхождение Спасителя из династии царя Давида. Над аркой, повёрнутой к апсису, изображены два главных апостола: Пётр и Павел, а по бокам изображённого города находятся четыре центральных персонажа периода крестоносцев: Готфрид Бульонский, Бодуэн I и Бодуэн II, и Фулько I Анжуйский - короли Иерусалимского королевства периода крестоносцев, правившие в период с 1099 по 1187 г.г.

На потолке, над органом, изображена венценосная пара: Вильгельм II и Августа Виктория, сидящие на троне и держащие в своих руках макеты церквей - свой смиренный дар Господу. Императора сопровождает группа мудрецов, а императрицу - толпа молящихся. Под супругами - двойной медальон, а над ними - крест и герб Гогенцоллернов. В четырёх углах церковной сцены изображены пары крестоносцев XII века: проповедник Пьер де Эмьен с нормандским героем Танкредом; император Конрад III с французским королём Людовиком VII (предводители 2-ого Крестового похода); король Филипп II Август из Франции с Ричардом Львиное Сердце из Англии (предводители 3-го Крестового похода); и император Фридрих I Барбаросса, который участвовал в 3-ем Крестовом походе с императором Фридрихом II (предводителем 5-ого Крестового похода). Фридрих II был тем императором, который был в Иерусалиме и в отличие от других - вышел из него без боя. Вильгельм II построил эту церковь как его преемник - он приехал в 1898 году в Иерусалим, "провозглашая" Крестовый поход мирным путём.

Вид церкви выглядит совершенным и одностильным, несмотря на то, что целый ряд работ выполнен разными авторами и из разных материалов. Здание церкви было освящено 9 апреля 1910 года, вместе с церковью аббатства Дормицион и общежитием Св.Павла.

Из здания церкви можно за символическую плату подняться на лифте на колокольню. Её высота - 65 м. с фундаментом площадью 10 х 10 м. Она имеет четыре больших колокола. У каждого есть название: главный (6.120кг) - "Рош ха-мисдар" ("Herrenmeister"), напротив него - "Германский кайзер" (2.730 кг) - "Deutscher Kaiser", "Императрица" - "Kaiserin" (1.630 кг) и "Шалом" (1.072 кг.) - "Friede". Заглянем вперёд и скажем, что их настройка соответствует тонам колоколов двух других церквей Старого города: церкви Спасителя (Редимер) и церкви Дормицион. Открывающаяся отсюда панорама превосходит все ожидания. Император знал, что и где он приобретал, а архитектор знал, что строил!

Адрес: P.O.Box 14076 Jerusalem 91140 Israel.
Tel.: 972-26-287704; 972-26-273665
Fax: 972-26-273148
Местонахождение: северо-восточная часть Масличной горы.
Как добраться: автобус № 75 от арабской центральной автобусной станции (находится около Шхемских ворот, англ. вариант названия - Damascus Gate); такси; автобусы фирмы "Эгед" №№ 9, 23, 26, 28, 4А до Еврейского Университета и далее пешком до церкви.
Часы посещения: ежедневно с 08:30 до 17:00, если дверь закрыта - звоните в звонок на двери или обращайтесь к работнику рядом расположенного кафе.
Вход: бесплатный; осмотр внутреннего двора больницы - только по предварительной договоренности; вход на колокольню - 1 $.
Дополнительные данные: кафе, магазин сувениров, туалет, приспособленная бесплатная автомобильная стоянка, концерты органной музыки, фото-видеосъёмка разрешена. Pastor - Peter Hirschberg Deacon - Detlev Dormeyer

Церковь Спасителя (Редимер). The Church of the Redeemer

Осуществлять "прогулки" по протестантским церквам задача для гида неблагодарная, т.к. здесь, как правило, нет роскоши, присущей католическим или православным объектам, зрелищно впечатляющих обрядов и т.д. Однако, без них "картина" "Христианского Иерусалима" не состоялась бы как таковая. Разве можно сегодня представить себе, что церковь Спасителя (Редимер), к которой мы сейчас подошли, не стояла здесь всегда? - настолько она вписалась в окружающую её обстановку. А ведь она стоит в каких-то нескольких десятках метров от Храма Гроба Господня! - и освящена лишь в 1910 году.

Правда, на нескольких древних фундаментах. Об этом свидетельствуют не только археологические раскопки, проведенные здесь, но и воспоминания паломников. Например, такие: "За воротами церкви Святого Гроба, к югу, находится церковь Святой Марии, которая называется Латинскою, потому что там монахи всегда служили Господу на латинском языке, и ассиряне говорят, что Сама Блаженная Матерь Божья стояла при распятии Сына Своего, Господа нашего, на том самом месте, где алтарь помянутой церкви. К этой церкви прилегает церковь Святой Марии, называемая Малой, где живут монахини, благоговейно служа Ей и Сыну Её. Рядом с ней стоит дом, в котором помещается знаменитый странноприимный дом во имя Иоанна Крестителя".

Под половым покрытием, во время строительства церкви, обнаружены остатки строений периода Первого и Второго Храмов, которые можно было идентифицировать с остатками городской стены. Данный вывод совершенно правомерен, т.к. рядом, в церкви Александра Невского, найдены остатки стены и городской арки того периода.

Об истории возведения нынешнего здания церкви мы лучше узнаем из текста таблички, находящейся внутри: "Во имя Всевышнего, Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! Этот священный Храм посвящён Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю. Он построен на месте, относившемся прежде к церкви Богородицы Марии, которая была возведена рыцарским орденом госпитальеров. Это место находилось в запустении до того времени, пока милостью султана Турции не было подарено Вильгельму Великому, королю Пруссии и императору Германии, в 1869 году. Под руководством императора Германии и короля Пруссии Вильгельма II построено нынешнее здание церкви в течение периода с 1893 по 1898 г.г., о чём зафиксировано в документе от 31 октября 1898 года и подписано им и императрицей Августой Викторией". Напомню, что произошло сие событие во время исторического визита в Палестину венценосных супругов, в 1898 году.

Проект был воплощён в жизнь архитектором Фридрихом Адлером. Здание находится в центре типично мусульманского рыночного квартала. Кажется невозможным вписать в него чинное, величественное здание лютеранской церкви. По идее, оно должно было являться для подобного окружения чем-то чужеродным, однако, архитектору удалось одному ему известным способом вписать строение в окружающий ландшафт. Более того, сохранив элементы церкви крестоносцев. Так, клостер (внутренний закрытый двор) монастыря крестоносцев был присоединён к южной жилой части с Юга, а северный вход отреставрирован. На Юге от церкви находится лютеранская школа, а около неё - памятник, в память о больнице госпитальеров и церкви периода крестоносцев.

Новая церковь величественна своей простотой. Здесь нет каких бы то ни было икон или картин. Зал приспособлен не только для служб, но и для концертов, в том числе и органных. А по окончании осмотра, самые выносливые могут подняться на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на Старый и Новый Иерусалим.

Адрес: Muristan Road, Old City P.O.Box 14076 Jerusalem 91140.
Tel.: 972-26-276111, 972-26-266800
Fax: 972-26-276222
Местонахождение: Старый город. Христианский квартал. Около рынка Муристан и Храма Гроба Господня.
Как добраться: до Яффских ворот Христианского квартала Старого города автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99.
Часы посещения:
с понедельника по субботу: 09:00 - 12:30 и 14:00 - 17:00
в воскресенье закрыта
Вход: бесплатный, подъём на колокольню - 0.5 $.
Дополнительные данные: концерты органной музыки, возможность осмотра города со смотровой площадки колокольни, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена.

Англиканская Церковь в Иерусалиме

Английская Епископальная Церковь была образована в 1536 году королём Генрихом VIII. При поддержке парламента он объявил себя главой Церкви и конфисковал монастырские земли. Английский Символ веры представляет англиканство как средний путь (Via media) между католицизмом и лютеранством. Подобный компромиссный характер доктрины и организации позволяет АЕЦ вступать в экуменические контакты (экуменизм - сотрудничество церквей различного вероисповедания, целью которого является сближение всех направлений христианства) как с католиками, так и с протестантами и православными. Англиканская Церковь провозглашает кафолическую и апостольскую веру, основанную на Символах веры и Писании, истолкованную в свете христианской традиции, богословского исследования и разума. Центром богослужения для англикан является совершение Евхаристии. В этом приношении молитвы и хвалы осуществляется воспоминание жизни, смерти и Воскресения Христа посредством провозглашения Слова и совершения таинства. Устройство структуры управления напоминает католическое. Во главе АЕЦ стоит епископ Кентерберийский, как примас всей Англии и первый пэр королевства. К управляемому им округу относится 21 епископство. Ему предоставлена прерогатива коронования королей. Низшее духовенство разделяется на соборное и приходское. Во главе первого стоит декан (dean), за ним архидиакон (archdeacon). Приходское духовенство (clergy) делится на приходского священника (incumbent), викариев (curate) и капелланов (chaplain). В н.в. в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединённых в 36 автономных епархий, действующих в 164 странах мира. Автономии объединены в организацию, называемую Англиканским содружеством (Anglican Communion). Все они находятся в единстве с Кентерберийской епархией, возглавляемой в н.в. Архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом.

Особенностью АЕЦ всегда была работа в обществе, в котором она жила: в школах и тюрьмах, социальных учреждениях и органах управления. Возродившийся в XIX веке интерес к Святой Земле не мог не активизировать англиканскую церковь. Англиканское Миссионерское Общество основало в 1809 году Лондонское Общество распространения христианства среди евреев, названное "Христианский пастырь - евреям". В 1841 году Британский парламент утвердил англиканское епископство в Иерусалиме, а в следующем году сюда прибывает первый английский епископ. Изначально он действовал в союзе с немецкой протестантской миссией, но к 80-ым годам союз распался и в 1887 году учреждается Иерусалимская Англиканская Миссия, с началом деятельности которой открывается новая страница жизни АЕЦ в Палестине. Объектом нашего посещения является...

Церковь Сент-Джордж

Кафедральный собор возведен архитектором Джорджем Джеффри и назван в честь Св. Георгия, небесного покровителя Англии. Св.Георгий (по-английски Сент-Джордж) жил в начале IV века. Он родился в Каппадокии, вырос в религиозной христианской семье. Его отец принял мученическую смерть за веру, когда Георгий был ещё ребёнком. Мать переселилась после смерти мужа на свою родину в Палестину. Георгий поступил на службу в римскую армию. Храброго воина заметил император Диоклетиан. Георгий достиг больших успехов, но томился тем, что император был гонителем христиан. Приняв решение, он призвал Диоклетиана прекратить их истязания. За это разгневанный властитель бросил просителя в темницу, заковав его в колодки и подвергнув истязаниям. Георгий стойко их перенёс, а после вторичного обращения был колесован. Казалось, что герой должен был бы погибнуть, но... с Неба раздался голос: "Георгий, не бойся. Я с тобой!". Появился Ангел, возложил руку на Георгия, и он сошёл с колеса, славя Господа. Потрясённый император приказал засыпать Георгия известью - не помогло, он остался в живых, несмотря ни на какие попытки его умертвить. Подвиги и чудеса Георгия умножали количество, верующих в него, но... Диоклетиан приказал в конечном итоге отсечь ему голову, и Георгий принял смерть с именем Господа на устах.

Из многих подвигов Святого наиболее известен следующий: на его родине, у города Бейрут, находилось озеро, в котором жил огромный змей. Он пожирал людей и опустошал округу, ежедневно требовал людей в жертву для съедения. Дошла очередь до дочери царя. Она ждала своего часа, когда внезапно на белом коне с копьём наперевес появился Георгий. Осенив себя крестом, он бросился на змея и поразил его. За победы и мужество в страданиях Св.Георгия стали называть Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. Нам знакомо его изображение на гербе Москвы, от его имени происходит английское название Грузии, а в нашем случае - он стал покровителем Англии. Итак, церковь Сент-Джордж...

Работы по строительству всего англиканского центра, включившего в себя кроме колледжа и церкви резиденцию епископа, библиотеку, странноприимный дом и помещения для священнослужителей, закончились в 1899 году, а колокольня, определившая рисунок комплекса, была пристроена только в 1912 году. По просьбе королевы Александры она стала называться колокольней Эдуарда VII, в честь её мужа, короля Англии. Все строения выполнены в новоготическом стиле, вызывая ассоциации со своими аналогами в Англии: оксфордским Мадлен - колледжем и лондонским парламентом в миниатюре.

Стиль внутреннего оформления церкви не оставляет сомнений в его английском происхождении. Обращают на себя внимание стеклянные витражи, сюжеты которых взяты из жизни Иоанна Крестителя (Сент-Джона). Они установлены в память о выдающемся американском миссионере-археологе Джеймсе Барклае (James Thomas Barclay) и его жене Джулии С.Барклай, работавших в Палестине в период с 1851 по 1861 г.г. Об этом свидетельствует памятная табличка, висящая в зале. Можно осмотреть баптистерий, подаренный королевой Викторией, капеллу, посвящённую Архангелу Михаилу, элегантные готические арки, украшенный резьбой по дереву орган. А выйдя из зала, можно осмотреть расположенный справа от здания небольшой ботанический сад с растениями, упомянутыми в Танахе. Во дворе, вход в который украшает помещение привратника в лжетюдоровском стиле, располагаются покои декана и епископа, странноприимный дом, школа для мальчиков, а в последнее время и колледж для взрослых, принадлежащий филиалу Протестантской епископальной Церкви США.

Адрес: Nablus Rd.20, P.O.Box 19018 Jerusalem.
Tel.: 972-26-283261
Fax: 972-26-276401
Местонахождение: восточный Иерусалим, недалеко от Шхемских ворот Старого города и Сада-Гробницы Гордона.
Как добраться: туристическим транспортом или пешком от Шхемских ворот Старого города.
Часы посещения: с 08:00 до 16:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: сувенирный киоск, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена.

Шотландская церковь Св. Андрея. St.Andrew's Church of Scotland

Когда я услышал название этой церкви в первый раз, оно меня заинтриговало: шотландцы, Св.Андрей, второе название - церковь Брюса. Что бы это всё значило? Давайте разберёмся...

Здание расположилось на вершине холма напротив Старого города и горы Сион, вблизи от старой железнодорожной станции. На камне, в честь основания церкви, высечена надпись, которая свидетельствует о том, что "…генерал Эдмунд Алленби завоевал страну в ходе боёв с турецкими войсками и заложил основу строения в честь освобождения Иерусалима и в память о доблестных воинах-шотландцах, павших в боях. 8-ое декабря 1917 года". Правда, освящено здание было несколько позднее, в 1927 году.

А теперь о названиях церкви... Как нам известно, Андрей был наряду со своим братом Петром первым учеником Иисуса, которых Он призвал, увидев их на берегу Киннерета. Традиция присвоила ему впоследствии имя Первозванного. В английском языке есть этот эквивалент тоже: "First Called". Так вот, Св.Андрей стал небесным покровителем Шотландии. Это произошло в 1314 году, когда будущий английский король Роберт Брюс выиграл решающую для себя битву, после которой завоевал престол. Крест, на котором Св.Андрей был мученически распят, был помещён на сине-белое полотнище, ставшее с 1385 года флагом Шотландии. К тому же, был учреждён орден Св.Андрея, на котором апостол держит свой крест в виде латинской буквы "Х" и внизу которого находится изображение цветка чертополоха (репейника), считающегося национальным растением воинственных скоттов. На ордене девиз: "Nemo me impune lacessit" - "Никто не коснётся меня безнаказанно". Шотландцы говорят: "колючий как репейник и гордый как шотландец".

Иногда церковь называют церковью Брюса, по имени упомянутого уже мною ранее короля Роберта I Брюса (1306 - 1329 г.г.). Он завещал захоронить своё сердце в Священном Иерусалиме. Что и было сделано. В полу зала церкви вмурована плита в память о Брюсе. А было так: посланником короля стал рыцарь Дуглас Чёрный. По пути в Андалузию он погиб, держа доверенный ему ларец у сердца. С того времени его потомки получили герб с изображением сердца, увенчанного королевской короной и девизом: "Умереть или исполнить".

Археологические раскопки, проведенные в 1975 году на территории отведенной под строительство, вскрыли остатки фундаментов церкви византийского периода и множество пещерных захоронений периода Первого Храма. Они хорошо просматриваются с дороги, проходящей вдоль городской стены Старого города. Вблизи их можно осмотреть во дворе церкви. Зал оформлен достаточно скупо. Вдоль стен стоят знамёна шотландских батальонов британской армии, участвовавших в боевых действиях. Ухоженно и торжественно. Как и должно, очевидно, быть в подобном месте.

К зданию примыкают помещения, в которых останавливаются паломники и просто постояльцы. На территории расположено английское консульство.

Адрес: St.Andrew's Scots Memorial Church, P.O.Box 8619, 91086 Jerusalem.
Tel.: 972-26-732401, 972-26-714659
Fax: 972-26-731711
Местонахождение: Западный Иерусалим, напротив городской стены Старого города (крепость Давида), рядом со старой ж/д станцией.
Как добраться: городскими автобусами фирмы "Эгед" №№ 7, 8, 21, 30.
Часы посещения:
с понедельника по субботу: 09:00 - 17:00.
в воскресенье - закрыта.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: сувенирный магазин, туалет, б/п автостоянка. Фото-видеосъёмка разрешена.

Сад-Гробница Гордона

Наличие лишь косвенных упоминаний места Распятия и Гробницы Иисуса в Евангелиях порождало многочисленные вопросы во все времена. Однако, до начала периода активного паломничества на Святую Землю эта проблема не стояла остро. XIX век, с его рождением библейской археологии, привёл сюда учёных- миссионеров, начавших свои более или менее систематические изыскания. Первая попытка археологических раскопок в Иерусалиме состоялась в 1818 году группой английских путешественников, намеревавшихся расчистить древнюю усыпальницу (Гробницу царей) к Северу от Шхемских ворот. За ними последовали такие выдающиеся исследователи, как Ф.Кетервуд, Э.Робинсон, Ч.Вильсон, К.Шик и др. Почва для сомнений и размышлений была подготовлена. Попытка пересмотреть подлинность Голгофы и Гроба Господня была предпринята англичанином-протестантом генералом Чарльзом Гордоном (1833 - 85 г.г.) на основе обнаруженных в 1867 г. захоронений I века. Он начал анализировать тексты Евангелий, сравнивать их с местностью и пришёл к выводу, что Голгофа и Гробница находятся в другом месте. Возможно, за этим поиском стояло, так же, желание Ч.Гордона добиться справедливости и уравновесить католиков и своих единоверцев англичан-протестантов.

Ч. Гордон нашёл единомышленников в иерусалимской общине и привлёк к работам Конрада Шика, выдающегося миссионера-археолога, начавшего свою деятельность в Иерусалиме ещё в 1846 году. Он не сразу начал свои изыскания. К 1892 году Ч.Гордона уже семь лет как не было в живых, он пал смертью героя в битве при Хартуме (Судан). Но его предположение было подтверждено К.Шиком, который пришёл к выводу, что речь идёт о еврейском пещерном захоронении, которое с ранневизантийского периода стало местом христианских богослужений и вполне могло соответствовать месту Распятия и захоронения Иисуса. Так появилась протестантская традиция, а место стало называться Сад - Гробница Гордона или Gordon's Calvary (Голгофа происходит от латинского "calva" - "лысая голова", "череп").

Какая версия имеет право на жизнь? - На мой взгляд, обе. Разве что первая древнее, т.к. существует с 325 года. Ясность могла бы внести только точная карта городских стен того времени, но её не существует. Обе стороны остались "при своих", и, поэтому, давайте просто пройдём по территории Сада...

Территория Сада была приобретена в 1894 году, когда в Англии образовалась Община Сада Гроба Господня со штаб-квартирой в Лондоне. Община имеет исключительное право на владение Садом. Представляется логичным начать посещение с осмотра Голгофы. В дальнем углу, левее арабской центральной автобусной станции, со смотровой площадки открывается вид на скальную стену горы. Немного воображения - и перед Вами действительно возникает рельеф, напоминающий очертания черепа таким, каким увидел его Ч.Гордон. Разве не могло быть так, что именно здесь Иосиф Аримафей(ский) обернул тело Иисуса белой льняной пеленой, забрал его и "положил в новом своём гробе" ("От Матфея" 27:60)? К.Шик был отнюдь не одинок в своих выводах. Вот что, например, установил в 1970 году другой знаменитый археолог Дейм К.Кэнион: "это типичная гробница I-ого века от Р.Х.". Добавим от себя "...которая вполне могла быть Гробницей Иисуса".

На территории Сада можно осмотреть ряд других археологических находок, среди которых водосборники, цистерны для хранения оливкового масла, вина, что косвенно также подтверждает намёки, присутствующие в Новом Завете. Протестанты говорят: "Он не здесь. Он вознёсся". И считают приемлемым для себя отправлять службы именно в этом месте, куда приглашают и Вас, по воскресеньям в 9 часов утра.

Закончим же мы словами Чарльза Гордона, оставшимися в его дневнике: "Отец наш, Духом Твоим дай мне силы служить Тебе и славить Тебя там, куда Ты посчитаешь нужным меня поставить. Аминь!".

Адрес: Schick Str. Off Nablus Rd. Jerusalem.
Tel.: 972-26-272745
Fax: 972-26-272742
Местонахождение: арабский квартал Шейх-Джарах, в районе Шхемских ворот Старого города и центральной станции арабского автовокзала.
Как добраться: пешком от Шхемских ворот Старого города.
Часы посещения:
ежедневно: 08:30 - 11:00 и 14:00 - 16:30
воскресенье - закрыт
в 09:00 - богослужение.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: магазин сувениров, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена. Автостоянка - перед входом в Сад-Гробницу.


Серж Вольфсон

http://travel.ru/

Что еще интересного:

Отели Достопримечательности Музеи

Возврат к списку


 

Авторизация

Забыли свой пароль?
Погода в Тель Авиве
 
Курсы валют на Банкир.Ру
Курсы валют на Банкир.Ру