Поиск

http://www.travellux.com/
 

Иордан: от истоков до Мертвого моря

Долина Иордана начинается южнее Ливанской долины. Очень часто собственное название реки, горы или холма на иврите, могут нам раскрыть многое из реальных особенностей места. Иордан на иврите – Ярден. Корень йоред – спускающийся. Невозможно более лаконично и чётко передать суть этой реки. Кроме того, это единственная в Израиле река, которая течёт с Севера на Юг, а не с Востока на Запад. Иордан питается, в основном, талыми снегами горы Хермон. Некоторые вершины Хермонского хребта покрыты вечными снегами, а зимой почти весь хребет исчезает под толстым белым покрывалом. Где-то, в период Песаха, начинается таяние, которое питает источники Иордана. Главных притоков у Иордана три: Хацбани, Дан и Баниас. Наибольшая высота Хермона – 2.814 метров. Высота того пика, что находится на израильской территории – 2.223 метра. Впадает же Иордан в Мёртвое море, и устье его лежит на 400 метров ниже уровня моря. Так как длина самой реки по прямой около 150 км, можно представить себе, с какой скоростью текут её воды. И этот поток, который в России именовался бы речкой, или даже большим ручьём, на самом деле является очень эффективной естественной преградой. До эпохи каменных, железных и бетонных мостов, и конечно, вертолётов переправа через Иордан была весьма неординарным, а порой и опасным событием.

Итак, после слияния всех трёх притоков Иордан начинает свой путь вниз, на Юг. Вначале, на его пути расположена широкая долина, запертая между горами Галилеи и Голанскими высотами, называемая долиной Хула, по имени небольшого озера в её середине. Протяжённость долины – 75 км., ширина – 12 км. С трёх сторон она окружена горами: на Востоке – Голанским плато, на Западе – горами Нафтали, на Севере – Ливанскими горами. С древних времён долина славилась своим плодородием, благодаря великолепному сочетанию жаркого климата, обилия воды и очень богатой наносной земли. Во II-ом тысячелетии до новой эры на холме, господствующем над центральной частью долины, находился город Хацор. В книге Иехошуа о нём сказано: "И Хацор раньше глава всех княжеств этих" (Иехошуа, 11:10). Действительно, богатство окружающих земель и близость к важным международным дорогам того времени дали возможность городским князьям создать сильное и мощное государство, которое могло позволить себе содержание хорошо обученной армии, вооружённой, в числе прочего, большим количеством боевых колесниц. По тем временам это было не менее серьёзнее, чем наличие танковых дивизий в наше время, и поэтому Хацор доставил немало неприятностей нашим предкам, пока они не осознали, что колесницы так же беспомощны в болотах, как и современные танки.

В периоды застоя и запустения долина Хула представляла собой большое болото. Одна из причин того, что евреи смогли выкупить в первой половине ХХ века у арабов немало заболоченных земель, была связана с тем, что арабские шейхи и эфенди были рады от них избавиться, так как арабы плохо умели их обрабатывать и не получали от этих участков больших доходов. Еврейские поселенцы, ценой колоссальных усилий, страдая от малярии, уносившей жизнь за жизнью, смогли освоить и осушить долину Хула. В семидесятые годы на небольшой территории внутри Хулы открыли заповедник, который сохраняет первозданную флору и фауну. Ознакомиться с примером хозяйства того времени можно в музее-усадьбе Йоава Дубровина. Это очень интересная история русского крестьянина из Астрахани, который принял иудаизм. Он приехал на Святую Землю взяв с собой всё необходимое для сельскохозяйственных работ и Свиток Торы. Купил 650 дунам земли и завёл крепкое хозяйство. На выставку 1922 года Дубровин привёл быка, поставил его на весы, пружины лопнули и весы развалились. Бык оказался самым тяжёлым в Галилее. Малярия унесла жизни двоих его сыновей. Но когда 95-летнего Йоава спросили, не жалеет ли он о приезде сюда, он сказал: "Одно у меня утешение, что внуки мои смогут читать Библию на иврите. Я приехал на Святую Землю не ради наживы, а из любви к Создателю". Кроме того, в музее можно ознакомиться и с другими материалами, связанными с поселенческой деятельностью в этом районе: о Иесуд ха-Ма’ала – 1883 г., Мишмар ха-Ярден – 1890 г., Метуле – 1896 г., Маханаим – 1898 г., и послевоенных поселениях Кфар Гил’ади, Тель-Хай, Аелет ха-Шахар. До войны в долине было создано 17 еврейских поселений.

Но продолжим об Иордане… Он продолжает свой бег на Юг. После долины Хула его русло несколько сужается, и какое-то время его воды бегут по довольно узкому ущелью. Но вот горы Галилеи отступают на Запад, Голаны – на Восток, и перед нашим взором открывается великолепная сверкающая гладь озера Киннерет.

Киннерет

Десятки миллионов лет тому назад, в природе произошло уникальное геологическое явление, в результате которого земная кора разверглась на протяжении 6.5 тысяч км, и образовалась трещина, получившая название Великого Сирийско-Африканского разлома. Часть его расположена на нашей территории. Разлом образовал ряд водоёмов, обладающих уникальными качествами: реку Иордан, озеро Киннерет и Мёртвое море. Сейчас речь пойдёт о Киннерете. Водоём расположен в северной части Сирийско-Африканского разлома, примерно на 209 метров ниже уровня моря. Его длина, с Севера на Юг, 22 километра; ширина, с Востока на Запад, 14 километров; площадь – 170 кв. км, а наибольшая глубина – 43 метра. Объём воды в озере – 4 млрд. кубометров. Особенности субтропического климата этой местности создают в озере своеобразный температурный режим. Примерно с середины мая до конца декабря воды Киннерета чётко делятся на два слоя: тёплый (от 22 до 30 градусов), хорошо перемешанный верхний слой (эпилимнион) глубиной от 16 до 30 метров, и более глубокий, прохладный (от 13 до 16 градусов), лишённый кислорода (гиполимнион). Зимой эта двуслойность исчезает и водная масса полностью перемешивается. Воду в Киннерет приносит, в основном, река Иордан. Остальная часть поступает из многочисленных речушек и ручьёв, стекающих с Голанского плато.

Страницы истории

Современные очертания Киннерет приобрёл примерно 18 тысяч лет тому назад. Подтверждением этому служит то, что учёные обнаружили раннюю доисторическую стоянку человека в двух километрах к юго-востоку от озера. Свидетельства о более поздних доисторических поселениях найдены в карстовых пещерах Вади Амуд, к северо-западу от Киннерета, где найдены остатки "Галилеянина" - первобытного человека, жившего здесь 100-150 тысяч лет тому назад. Как страницы книги истории можно было бы перелистать 16 культурных слоёв раскопок, произведенных в Тель Бейт-Иерах, на юго-восточном побережье озера: от древних времён – через египтян, греков, римлян, византийцев и арабов – до первых поселенцев конца XIX века.

Во времена греческого, римского и византийского правления берега Киннерета были густо заселены. Есть достаточно большое количество факторов, которыми определяется интерес к этой местности, главными из которых являются: стратегичекое местоположение (напомню, что здесь проходила дорога Via Marris – Морской путь, связывавшая Египет со странами Плодородного Полумесяца); изобилие пресной воды, необходимое для сельского хозяйства; рыболовство, составлявшее часть рациона местных жителей и являвшееся предметом торговли; и, наконец, горячие источники, которые во все времена привлекали сюда своими целебными качествами больных различными заболеваниями. К пику своего развития край начал идти с момента основания на берегу Киннерета города Тиберия, приходу беженцев из разрушенного Иерусалима, в числе которых были десятки еврейских мудрецов, и, конечно же, обоснованию в Тверии Санедрина и завершению здесь работы над Иерусалимским Талмудом.

Разного рода воспоминания, вроде хроник Иосифа бен-Маттатиягу (более известного под именем Флавий), талмудическая литература, оставались бы только словами, если бы они не были подтверждены материальными свидетельствами, археологическими раскопками. В Галилее находятся около 50 раскопанных синагог, убедительно доказывающих факты еврейского присутствия в Галилее и на Голанах.

Особую популярность Киннерет обрёл в связи с христианской традицией. Как известно, поселения вокруг озера стали местом деятельности Иисуса. По прошествии времени, здесь были возведены церкви, монастыри, в ознаменование событий из земного пути Христа, ставшие объектами паломничества и туризма.

Выйдя из Киннерета, Иордан теряет стремительность своего течения, становится спокойным и маловодным. Наверное, так было не всегда. Разве может быть иначе, если в н.в. каждый год из Киннерета идёт забор воды в количестве 1 млрд. кубометров? Да и только ли это, чему не место в моей "прогулке"? В сущности, в этом месте стоит поставить точку на рассказе о реке, играющей такую значительную роль в еврейской и христианской традиции. Что я и сделаю! Добавив лишь несколько соображений гида…

Вся верхняя часть Иордана, до впадения его в Киннерет, - изобилует прекрасными местами для активного и пассивного отдыха. Что может быть лучше выходного дня, проведенного, скажем, в заповеднике природы "Дан"? Или в парке "Ярден", где можно на каяках спуститься вниз по реке? А затем заняться любимым видом спорта израильтян, - едой на одной из благоустроенных площадок. Туристы могут побывать в прекрасно обустроенном месте Крещения в Ярданите, а любители истории опустятся чуть ниже по течению к сохранившимся остаткам на Иордане сооружений крестоносцев. Выбор за Вами! Не сидите только дома!


Серж Вольфсон

http://travel.ru

Что еще интересного:

Отели Достопримечательности Музеи

Возврат к списку


 

Авторизация

Забыли свой пароль?
Погода в Тель Авиве
 
Курсы валют на Банкир.Ру
Курсы валют на Банкир.Ру